Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на форум для любителей искусства и старины 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
ГЛАВНАЯ КАТАЛОГ СПРАВОЧНИКИ СТАТЬИ
ACADEMIA.BUKINIST.SU - > Вступительная статья. Стр.3.

КОНТАКТЫ


Издательство "ACADEMIA"

Только с середины двадцатых годов все больший удельный вес в изданиях "Academia" занимает художественная литература. Выходит 19-томное собрание сочинений Анри де Ренье. Печатаются сочинения Жюля Ромена, Марселя Пруста и других. На первых порах это издания исключительно современной зарубежной литературы, но довольно быстро ориентация издательства меняется в сторону обращения к мировой классике. Определенное место в планах издательства отводилось "второй линии литературы", - произведениям, в которых писатели отразили критические моменты человеческой истории. Видное место в книжном репертуаре издательства отводилось эпосу, фольклору и материалам по истории культуры. В работе над всеми этими изданиями учитывались все достижения литературоведения, текстологии, новейшие требования к мастерству перевода, поэтому научный аппарат изданий "Academia" во многих случаях сохраняет свое значение до наших дней. В качестве примера можно сослаться на издание "Мемуаров" Талейрана", вышедшее под редакцией Е.В. Тарле, в переводе и с примечаниями С.А. и Л.А. Фейгиных. Здесь особенно ценны характеристика Талейрана, данная во вступительной статье Е.В. Тарле (развернутой позднее в книгу), и указатель имен, где на 80 страницах текста Л. А. Фейгиной удалось дать поистине маленькую энциклопедию наполеоновской эпохи.
Говоря о редакционной работе в издательстве, нельзя не упомянуть А. М. Эфроса, главного редактора серии "Французская литература" и соредактора серии "Искусствоведение", чьи статьи и комментарии зачастую представляли собой маленькие литературоведческие шедевры.
Особое внимание в издательстве "Academia" уделялось оформлению книг. В изданиях памятников мировой литературы часто использовались иллюстрации старых мастеров, так что книги "Academia" вводили в обиход русского читателя не только классические произведения, но и классическую графическую интерпретацию: "Робинзон" и "Гулливер" издавались с иллюстрациями Гранвиля, "Вертер" с иллюстрациями Ходовецкого. Особенно удачным оказалось издание "Гулливера" Свифта.
Иллюстрировали и оформляли книги издательства крупнейшие ленинградские художники-графики: Н. Акимов, В. Белкин, Е. Белуха, М. Кирнарский, В. Конашевич, А. Лео, Г. Любарский, Д. Митрохин, C. Пожарский, Л. Хижинский, П. Шиллинговский и многие другие. Позднее к ним присоединились и графики московской школы. Не все художники были довольны политикой издательства, что нашло свое отражение в воспоминаниях известного художника В.А. Милашевского "Моя работа в издательстве "Academia". По его мнению, в издательстве сложились две "касты" - высшая каста комментаторов - "предисловщиков" и низшая каста "услужающих" художников, которым не давали участвовать в формировании стиля издательства.
При оформлении книг мемуарного характера иллюстративный материал подбирался в архивах и коллекциях и позволял читателю зрительно познакомиться с портретами людей, документами, картинками быта, о которых шла речь в мемуарах.
Для "Academia" был характерен смешанный документально - художественный тип оформления, примером которого являются "Сочинения" Козьмы Пруткова.
В 1929 году издательство было переведено в Москву. Главным редактором издательства стал А.Н. Тихонов (Серебров), бывший сотрудник горьковской "Всемирной литературы". В работе издательства активное участие принимал М. Горький, в 1932 году он был избран председателем редакционного совета. После переезда издательство продолжало поддерживать деловые связи с ленинградскими художниками, в том числе, Э. Будогоским, Г. Епифановым и С. Юдовиным. Активно привлекали мастеров гравюры на дереве: А. Кравченко, Н. Пискарева, В. Фаворского, Г. Ечеистова, А. Гончарова, Л. Мюльгаупта, М. Пикова, М. Полякова.
Число выпускаемых издательством серий увеличилось. В каталоге 1930 года их шесть, в 1934 - 28. Правда, некоторые из них вообще не осуществились, а в серии "Предшественники и классики атеизма" вышло всего две книги ("О смертности души" Уриэля Дакосты и "Кимвал мира" Деперье).
Из специфически московских серий наибольший интерес представляют две: "Искусствоведение" (первоначальное название "Памятники искусства и художественного быта"), выходившая под редакцией А.В. Луначарского и А.М. Эфроса, и "Художественные издания" под редакцией А.Н. Тихонова.
Книги московской серии "Искусствоведение", в сущности, примыкали к "Сокровищам мировой литературы". Если в 1920-х годах "Academia" издавала новейшие работы по искусству, что вполне отвечало статусу издательства Института истории искусств, то теперь, в состав серии входила классика искусствоведения. В тридцатых годах, наряду с книгами Леонардо, Челлини, Вазари в серии вышли избранные сочинения И. Винкельмана, сборник "Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников", "Письма" Рубенса, двухтомник писем Ван Гога.
Несколько иной характер носили задуманные издательством серии художественных изданий с репродукциями и художественных альбомов. Из намечавшихся в этих сериях к изданию книг вышли: "Древнерусская миниатюра", "Фаюмский портрет", "Сассанидское серебро", "Русская крестьянская игрушка" Н. Церетели и др. Специального упоминания заслуживает сборник статей одного из крупнейших советских искусствоведов - Я.А. Тугенхольда "Искусство октябрьской эпохи", изданный в 1930 г. в оформлении Д.И. Митрохина.
В тридцатые годы "Academia" не прекращала издания книг по литературоведению. Однако, как и в области искусствоведения, характер этих изданий изменился. Они теперь были посвящены в основном классике. Начала публиковаться серия "Летописи жизни и творчества" Толстого, Тургенева, Достоевского, Тютчева и др.
Интересной была серия "Художественные издания", в которой вышел "Евгений Онегин" с рисунками Н. В. Кузьмина.
Существовал ряд специальных библиофильских вариантов ряда книг, в том числе, особые экземпляры "Декамерона" Боккаччо с золотым обрезом, "Фацетии" Поджо Браччолини, содержащие дополнительные истории, пятый том "Книги тысячи и одной ночи" с вкладным листом, стихотворения Горького с оригинальными офортами С. Шор.
Отдельная страница истории "Academia" - это издание детских книг: С. Я. Маршака "Песни, сказки, загадки" в оформлении В. В. Лебедева (тираж не осуществлен) и "Сказки" К. И. Чуковского в оформлении В. М. Конашевича.
В 1937 году издательство было закрыто или, как ранее писали, "слито" с Гослитиздатом. Последним его директором был Л. Б. Каменев. В 1938 - 1939 гг. в Гослитиздате вышло несколько книг с пометкой "Книга подготовлена издательством "Academia". Ряд из намеченных к изданию книг вышли в других издательствах.
В 1991 году исполком Ленинского районного совета г. Москвы зарегистрировал издательскую фирму "Academia", учредителями которой стали издательство "Наука" и "Вестник Академии наук СССР", за ней же был закреплен старый знак "Academia".
Издательство будет жить до тех пор, пока на полках букинистов стоит хотя бы одна книга, выпущенная "Academia".
Приглашаем Вас посетить интернет-магазин
Антикварная книга


А знаете ли Вы что?
Уничтожена большая часть тиража «Основания новой науки об общей природе наций» Д. Вико.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ 'ACADEMIA' | КАТАЛОГИ И СПРАВОЧНИКИ 'ACADEMIA'
АВТОРЫ | ХУДОЖНИКИ | АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК ВСЕХ ИЗДАНИЙ 'ACADEMIA'
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ | О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ | ФОРУМ

© BUKINIST.SU, "СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ™ " 2005-2013

Яндекс цитирования Рейтинг.ru